Главная » Новости » Исповедь психолога

Исповедь психолога

Началось все с вводного инструктажа по охране труда в первый мой рабочий день в областном противотуберкулезном диспансере. Чем больше я узнавала о туберкулезе, тем меньше во мне оставалось уверенности, что я на правильном пути. Я боялась заразиться. Спрашивала у сотрудников, давно ли они работают в противотуберкулезной службе. Как можно себя обезопасить? Поняла, что никакой волшебной таблетки нет, чтобы себя защитить, а есть четкие инструкции работы с инфекционными заболеваниями. И здесь уровень личной ответственности. Я решила попробовать – ведь люди работают.

Начала с создания комфортных условий для работы. В детской поликлинике выделили кабинет для приема психолога, туда приходят родители с детьми. Сегодня в диспансере есть место и для психологической разгрузки сотрудников учреждения. Руководство заботится о комфортном рабочем пространстве и возможности получить психологическую поддержку и молодому руководителю отделения диспансера или даже светилу во фтизиатрии.

Однако сначала было непринятие. На первой планерке главный врач предоставила мне слово. Передо мной сидели люди в белых халатах, на их лицах интерес к психологу: зачем он здесь? Врачи работают с очень сложным контингентом пациентов, тяжелыми случаями туберкулеза. Мне очень хотелось помочь им.

Был запрос главного врача Натальи Давыдовны Пироговой на работу с коллективом. Но со стороны коллектива я встретила волну сопротивления: "у нас все хорошо", "нам не нужен психолог", "не лезьте в мою душу", "мы настолько загружены, чтобы еще отвлекаться на психолога". Для меня нарисовался круг работы: стресс у сотрудников, командообразование, коммуникации, личностный бренд специалиста, мотивация к работе. Мне хотелось изменить что-то для них, показать, что можно преодолевать стресс и предупреждать профессиональное выгорание.

Другое направление - работа с пациентами. Первое, прием в амбулаторном отделении, фтизиатр ко мне направляет человека, которому поставили диагноз "туберкулез", ему объяснили, что эта за болезнь, как надо ее лечить. Не все с первого момента принимают диагноз и спокойно готовы к госпитализации в стационар на длительную (от 6 месяцев) химиотерапию. Моя задача - мотивировать пациента на лечение, помочь ему принять болезнь, настроить его на то, что этот сложный этап в его жизни закончится, и все будет хорошо. Второе, родственникам на консультативном приеме рассказываю о том, как важно не оставить больного наедине с болезнью, оказать ему поддержку. Объясняю, как надо вести быт в семье, где есть контакт с туберкулезным больным.

Третье направление работы - с пациентами в стационаре. Здесь задача психолога – убедить человека, что принимать препараты нужно регулярно, чтобы не дать сформироваться множественной лекарственной устойчивости возбудителя. Химиотерапия влияет на психику. Есть случаи страхов, панических атак, человек может становиться и плаксивым, и подозрительным, растерянным. Важно объяснить пациенту его состояние и скорректировать его лечение с врачом-неврологом.

Очень скоро я ощутила в себе потребность действовать и действовать масштабно. Так я включилась в реализацию сразу нескольких проектов в Областном противотуберкулезном диспансере. Для того, чтобы профилактировать отказы родителей от иммунодиагностики у детей, мы с фтизиатрами запустили проект в образовательных учреждениях города Тюмени "Дыши свободно!". И сейчас можно смело сказать, что он получил успех. Отказов от проб Манту и диаскинтестов в школах стало меньше. Проект высоко оценили на всероссийском уровне.

В работе с сотрудниками приступили к реализации проекта по клиентоориентированности. Важен эмоциональный контакт между доктором и пациентом. У больных, которые лишены поддержки родных, развивается чувство своей отверженности. И доктор должен это чувство понимать и не акцентировать его. Важен профессионализм врача. Важно доверие к доктору, и оно - залог успеха в лечении. Важно для пациента получить ценный совет от врача. И пациент уходит с ощущением – что совет поможет.

Еще одно направление моей работы - «Школа пациента». В стационаре с пациентами говорим про туберкулез, объясняем, что происходит, когда пропускают прием лекарств, какие побочные реакции могут быть у препаратов, как важно соблюдать гигиену. Делаем акцент на правильном питании.

Самый долгосрочный проект "Территория комфорта". Сегодня сотрудники видят его результаты - обустройство их рабочих мест, столовой, комнаты для эмоциональной разгрузки. Весной продолжим благоустраивать территорию диспансера, высадим вишневую аллею.

Признаюсь, что пандемия, как всякий кризис, дала толчок новым идеям проектов и новым подходам к работе, которую все увереннее переводим в онлайн, используя современные технологии. Я уверенна, что готова продолжать работать в изменившихся условиях, надеюсь на ваше участие, мои коллеги и мои пациенты!

 

Ваш медицинский психолог Наталья Курманова